Где у нас сейчас преподают пластику, гибкость, акробатику,
то есть умение двигаться? Чаще всего занятия в группах ограничиваются
задалбливанием связок и комбинаций "на все случаи жизни", длинными тао и ката, а
в самом простом варианте - обыкновенной закачкой мышц. Результаты такой
"подготовки" сказываются на протяжении многих лет. Выгодно отличаются от общего
уровня борцы (акробатика), боксеры (пластика и ритм), люди, сменившие несколько
стилей (различные двигательные динамики).
Проблема с двигательной закрепощенностью, в принципе,
решается достаточно элементарно. Плохо только, что большинство инструкторов
предпочитает заменять умение работать с учеником количеством физической нагрузки
в ущерб ее качеству. Уже упоминавшаяся акробатика, пластика, различные прыжки,
подвижные игры как массовые, так и в парах смогут дать гораздо больше, чем
умопомрачительные отжимания от пола или тому подобные упражнения.
На более профессиональном уровне хочется напомнить, что
боевые искусства - это лишь небольшая часть искусства движения вообще.
Посмотрите непредвзятым взглядом на любой спортзал. В основном, инструктора
выделяются среди своих учеников только накатанностью приемов. Многолетняя
практика берет свое. Плоскость же мастерства лежит несколько на другом уровне.
Мастер характеризуется не тем, как хорошо делает он свою технику, а тем, как он
делает движения вообще, в том числе чужие, не знакомые для него. Вот здесь
требуется действительно ловкость и раскованность тела. В Китае большинство
крупных стилей имели на вооружении несколько образов зверей, от удава до тигра,
то есть при одних и тех же приемах ученик обучался нескольким динамикам, а
учитель должен был знать их все в совершенстве. В наше время большинство людей
застревают на одной и той же двигательной базе на всю жизнь. Может поэтому
"мастер" у нас формируется к 25-30 годам. К 40-50 же, когда физиология
изменяется, и нужно сменить характер движений, "запаса свободы" практически не
остается. Самое лучшее, что может сделать такой "мастер", это учить других тому,
что умел в молодости. "Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог,
он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог". Какую роль занимает умение
двигаться в процессе обучения, а также в критической ситуации мы разобрались.
Перейдем к тому, что предстоит изучать и применять, короче - к технике.
Как только мистический ужас перед Востоком перестал
застилать глаза, стало ясно, что техника, которую предлагают большинство стилей
каратэ и ушу, боевой не является ("фольклорные танцы" Окинавы - так
охарактеризовали японские мастера дзю-дзюцу Сетокан Фунакоси Гитина при первом
выступлении в Японии). Теперь пошла мода на "боевые школы", предлагающие широкий
выбор приемов для "любой критической ситуации". Арсенал впечатляет: броски с
болевыми ключами и заломами, приемы против суставов, удары в горло и пах, по
глазам и по точкам, броски на голову, на колено атакующего, сворачивание шеи и
т.д. и т.п. И восхищенные адепты разевают рты: "Вот это да! А я-то всю жизнь
только в челюсть да в "солнышко" кулаком, а тут..." Дело спорится, школа
процветает, от желающих заниматься отбою нет. Только однажды ученик "супербоевой"
школы все-таки попадает в действительно критическую ситуацию, для которой его
вроде бы и готовили, и тут выясняются некоторые нюансы, о которых на занятиях не
упоминали. Например, что знать и уметь - не одно и то же. А основная черта
критической ситуации - это лавинообразно возрастающая нагрузка на психику. Проще
говоря, думать там некогда. Попробуйте хладнокровно рассуждать, когда компания
"тинэйджеров" берет вас "на понт" в темном переулке. Кстати, если вы смогли это
сделать, драка скорее всего не состоится, подобная публика интуицией чувствует,
кто является легкой добычей, а кто нет. Но в обычном варианте вы, при всей вашей
крутости, просто "потеряете голову", а вместе с ней и все верхние этажи
сознания, которые "знают" о технике. Остается голый навык, отточенный на
тренировке до автоматизма. В какой ситуации оказываются ученики бесконтактных
стилей, привыкшие обозначать и не доносить удары, говорить не приходится. Что с
ними случится и так ясно. С боевыми техниками сложнее.
Как отработать на тренировке до автоматизма рычаг локтя, но
в реальном режиме, т.е. с переломом? А бросок на голову? Или удар в пах, глаза,
горло? Можно удар обозначить, но простите, чем он тогда отличается от отработки
в бесконтактном стиле, только под другой вывеской. А если удар довести? Можно ли
в принципе провести боевой прием на полной боевой скорости с полным вложением,
не покалечив при этом партнера? Кстати, в этой же плоскости лежит и ответ на
вопрос: в чем эффективность традиционного бокса? Конечно, в каждом стиле есть
бойцы и мастера, но для опытных рукопашников не секрет, что далеко не каждый
коричневый пояс Кекусин-кай сможет с честью противостоять хорошему разряднику по
боксу. Пусть не обижаются на меня адепты упомянутого стиля. Они действительно
серьезные ребята. Возможно, даже самые серьезные в мире каратэ, но голову от
удара защищать они, за редким исключением, умеют плохо. О таких стилях как
Сетокан, Вадо-рю или Сито-рю говорить не приходится. Непонятно на чем вообще
держался столько лет авторитет каратэ и ушу в нашей стране. Боксер хоть и знает
три удара, снизу, сбоку и прямой, и три защиты, подставкой, уклоном и нырком,
зато бьет в полный контакт с правильной дистанции с реальной скоростью, и, с
другой стороны, интуитивно чувствует, какой удар действительно представляет
опасность, а каким можно и пренебречь Похожая ситуация и у борцов. Еще в
молодости, когда я начал заниматься каратэ, и тот самый мистический ужас
сковывал сознание, мой бывший тренер по самбо сказал: "Давай откровенно. Вы на
тренировках всегда немного не добиваете. Я же, если беру захват, то бросаю в
любом случае на полную катушку". Его правоту я понял только с годами. Получить
травму от броска через бедро можно лишь от удара о землю, это не бросок
дзю-дзюцу с болевым заломом, но именно простота и позволяет отработать такие
приемы до полного автоматизма. А в итоге мы удивляемся, когда адепт
новоявленного Шаолинь-цуань отправляется в нокдаун от апперкота, а "мастер"
дзю-дзюцу летит по татами через "мельницу". Увы, многолетняя наработка простых
движений часто оказывается эффективнее секретных техник. У нас в стане вообще
сложилась парадоксальная ситуация. Шаолинь-цуань в Китае ценится именно за
древность, подразумевающую многовековую методическую работу в русле одного
стиля. У нас же такая методическая наработка была проведена в боксе и борьбе.
Можно сказать, что именно эти стили являются для нас традиционными, а не школы
ушу, имеющие в нашей стране за плечами 5-10 лет реальной работы, да еще и
скованные многочисленными догмами и предрассудками.
http://boevieiskusstva.narod.ru/rykopahkaproblem.html