Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


Проблемы обучения боевой технике в рукопашном бое и восточных единоборствах. Часть 2 - Техника - Русские стили

Где у нас сейчас преподают пластику, гибкость, акробатику, то есть умение двигаться? Чаще всего занятия в группах ограничиваются задалбливанием связок и комбинаций "на все случаи жизни", длинными тао и ката, а в самом простом варианте - обыкновенной закачкой мышц. Результаты такой "подготовки" сказываются на протяжении многих лет. Выгодно отличаются от общего уровня борцы (акробатика), боксеры (пластика и ритм), люди, сменившие несколько стилей (различные двигательные динамики).
Проблема с двигательной закрепощенностью, в принципе, решается достаточно элементарно. Плохо только, что большинство инструкторов предпочитает заменять умение работать с учеником количеством физической нагрузки в ущерб ее качеству. Уже упоминавшаяся акробатика, пластика, различные прыжки, подвижные игры как массовые, так и в парах смогут дать гораздо больше, чем умопомрачительные отжимания от пола или тому подобные упражнения.
На более профессиональном уровне хочется напомнить, что боевые искусства - это лишь небольшая часть искусства движения вообще. Посмотрите непредвзятым взглядом на любой спортзал. В основном, инструктора выделяются среди своих учеников только накатанностью приемов. Многолетняя практика берет свое. Плоскость же мастерства лежит несколько на другом уровне. Мастер характеризуется не тем, как хорошо делает он свою технику, а тем, как он делает движения вообще, в том числе чужие, не знакомые для него. Вот здесь требуется действительно ловкость и раскованность тела. В Китае большинство крупных стилей имели на вооружении несколько образов зверей, от удава до тигра, то есть при одних и тех же приемах ученик обучался нескольким динамикам, а учитель должен был знать их все в совершенстве. В наше время большинство людей застревают на одной и той же двигательной базе на всю жизнь. Может поэтому "мастер" у нас формируется к 25-30 годам. К 40-50 же, когда физиология изменяется, и нужно сменить характер движений, "запаса свободы" практически не остается. Самое лучшее, что может сделать такой "мастер", это учить других тому, что умел в молодости. "Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог". Какую роль занимает умение двигаться в процессе обучения, а также в критической ситуации мы разобрались. Перейдем к тому, что предстоит изучать и применять, короче - к технике.
Как только мистический ужас перед Востоком перестал застилать глаза, стало ясно, что техника, которую предлагают большинство стилей каратэ и ушу, боевой не является ("фольклорные танцы" Окинавы - так охарактеризовали японские мастера дзю-дзюцу Сетокан Фунакоси Гитина при первом выступлении в Японии). Теперь пошла мода на "боевые школы", предлагающие широкий выбор приемов для "любой критической ситуации". Арсенал впечатляет: броски с болевыми ключами и заломами, приемы против суставов, удары в горло и пах, по глазам и по точкам, броски на голову, на колено атакующего, сворачивание шеи и т.д. и т.п. И восхищенные адепты разевают рты: "Вот это да! А я-то всю жизнь только в челюсть да в "солнышко" кулаком, а тут..." Дело спорится, школа процветает, от желающих заниматься отбою нет. Только однажды ученик "супербоевой" школы все-таки попадает в действительно критическую ситуацию, для которой его вроде бы и готовили, и тут выясняются некоторые нюансы, о которых на занятиях не упоминали. Например, что знать и уметь - не одно и то же. А основная черта критической ситуации - это лавинообразно возрастающая нагрузка на психику. Проще говоря, думать там некогда. Попробуйте хладнокровно рассуждать, когда компания "тинэйджеров" берет вас "на понт" в темном переулке. Кстати, если вы смогли это сделать, драка скорее всего не состоится, подобная публика интуицией чувствует, кто является легкой добычей, а кто нет. Но в обычном варианте вы, при всей вашей крутости, просто "потеряете голову", а вместе с ней и все верхние этажи сознания, которые "знают" о технике. Остается голый навык, отточенный на тренировке до автоматизма. В какой ситуации оказываются ученики бесконтактных стилей, привыкшие обозначать и не доносить удары, говорить не приходится. Что с ними случится и так ясно. С боевыми техниками сложнее.
Как отработать на тренировке до автоматизма рычаг локтя, но в реальном режиме, т.е. с переломом? А бросок на голову? Или удар в пах, глаза, горло? Можно удар обозначить, но простите, чем он тогда отличается от отработки в бесконтактном стиле, только под другой вывеской. А если удар довести? Можно ли в принципе провести боевой прием на полной боевой скорости с полным вложением, не покалечив при этом партнера? Кстати, в этой же плоскости лежит и ответ на вопрос: в чем эффективность традиционного бокса? Конечно, в каждом стиле есть бойцы и мастера, но для опытных рукопашников не секрет, что далеко не каждый коричневый пояс Кекусин-кай сможет с честью противостоять хорошему разряднику по боксу. Пусть не обижаются на меня адепты упомянутого стиля. Они действительно серьезные ребята. Возможно, даже самые серьезные в мире каратэ, но голову от удара защищать они, за редким исключением, умеют плохо. О таких стилях как Сетокан, Вадо-рю или Сито-рю говорить не приходится. Непонятно на чем вообще держался столько лет авторитет каратэ и ушу в нашей стране. Боксер хоть и знает три удара, снизу, сбоку и прямой, и три защиты, подставкой, уклоном и нырком, зато бьет в полный контакт с правильной дистанции с реальной скоростью, и, с другой стороны, интуитивно чувствует, какой удар действительно представляет опасность, а каким можно и пренебречь Похожая ситуация и у борцов. Еще в молодости, когда я начал заниматься каратэ, и тот самый мистический ужас сковывал сознание, мой бывший тренер по самбо сказал: "Давай откровенно. Вы на тренировках всегда немного не добиваете. Я же, если беру захват, то бросаю в любом случае на полную катушку". Его правоту я понял только с годами. Получить травму от броска через бедро можно лишь от удара о землю, это не бросок дзю-дзюцу с болевым заломом, но именно простота и позволяет отработать такие приемы до полного автоматизма. А в итоге мы удивляемся, когда адепт новоявленного Шаолинь-цуань отправляется в нокдаун от апперкота, а "мастер" дзю-дзюцу летит по татами через "мельницу". Увы, многолетняя наработка простых движений часто оказывается эффективнее секретных техник. У нас в стане вообще сложилась парадоксальная ситуация. Шаолинь-цуань в Китае ценится именно за древность, подразумевающую многовековую методическую работу в русле одного стиля. У нас же такая методическая наработка была проведена в боксе и борьбе. Можно сказать, что именно эти стили являются для нас традиционными, а не школы ушу, имеющие в нашей стране за плечами 5-10 лет реальной работы, да еще и скованные многочисленными догмами и предрассудками.
http://boevieiskusstva.narod.ru/rykopahkaproblem.html
 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)