Отрывки из статей А.Белова под общим названием «Русский
кулак, или как бились наши предки», опубликованные в журнале «Спортивная жизнь
России» №№ 1, 3, 6, 7, 10 за 1991год
Обратимся к системе передвижения в засечном кулачном бою.
Система эта складывается из двух частей: передвижения при защите (свиля) и
передвижения при атаке (ломание). Речь сейчас пойдет о свиле. В прошлом номере
журнала читатель познакомился с ее фундаментальной основой — пятой. Пята
наследует относительную неподвижность седла и широкий маневр корпуса всадника. В
практике кулачного боя объем движений значительно возрос, и большую часть пяты
теперь в седле продемонстрировать невозможно — мешает конь, стремена и т. д. А
свиля — это наземное перемещение, опыт защитных перемещений вообще, как таковых.
Следует постоянно помнить, что все движения в свиле выполняются резко,
стремительно, рывками. Только такой способ может представлять действенную
защиту.
Предлагаем несколько традиционных положений пяты, с
освоения которых целесообразно начинать овладение свилей. Обращаем особое
внимание на то, что все приведенные позы — это остановленные мгновения. Уходить
из них нужно так же легко и стремительно, как и принимать.
Что же такое свиля? Это — систематизированный и расчетливый
маневр, выполняемый на уровне первой сигнальной системы, то есть без
аналитической оценки внешних обстоятельств — по сути, двигательный рефлекс.
Анализ движения противника и своего собственного поглощает время. Ну, а выигрыш
в четверть секунды в сече бывает равнозначен сохранению жизни. Проиллюстрировать
это высказывание можно показательными выступлениями Национального клуба
славяно-горицкой борьбы, в которых нападающий наносит удары по безоружному
заточенным, как бритва, мечом. В этом смысле свилю правомерно сравнить с
магнитным полюсом, обратным удару. Какие бы удары ни наносил противник,
выполняющий свилю, все время будет «отбрасываем» от них в сторону силой, которую
китайцы распознали бы как «Инь-Ян», материалисты бы назвали «единством и борьбой
противоположностей», а славяне язычники образно величают «Белобог и Чернобог».
То есть в отличие от техники защиты блоком (встречным удару движением),
характерной для восточных единоборств, древнерусская свиля — всегда уход от
удара.
Однако свиля присуща не только русскому кулачному бою.
Подвижность боксера на ринге также базируется на аналоге, существовавшем в
греко-римской традиции. Как известно, в своей практике кулачного боя (это не
относится к панкратиону) греки наносили удары только в голову. С учетом того,
что рука бойца была облачена в наруч из тяжелых кожаных ремней с металлическими
бляшками, может создаваться впечатление, что греческий кулачный бой — зрелище
мало гуманное. Такой вывод не совсем верен, ибо ограничение цели удара прямо
пропорционально упрощению защитного маневра, в данном случае головы. Стало быть,
поразить противника сложнее. Я говорю об этом потому, что связь античного и
русского кулачного боя очевидна уже хотя бы на примере прямого, классического
удара кулаком, речь о котором у нас пойдет в следующем номере журнала.
Традиционно предполагается, что заимствование здесь велось только в одном
направлении: походы Олега, Игоря и Святослава на Византию способствовали
внедрению античных традиций в среду славянского воинства и их трансформации. Не
могу с этим согласиться, ибо Х век, к которому относятся упомянутые походы,
согласно, например, Радзивилловской летописи — время расцвета древнерусских
боевых искусств, определенную часть которых (техника боя «на ручку», «на щипок»)
греки никогда не знали.
http://rus.irtel.ru/