Первое упоминание кулачного боя русских мы обнаруживаем под
1274 г. в Лаврентьевской летописи. Так на духовном сборе во Владимере митрополит
Кирилл говорил: "Узнал я, что еще держатися бессовского обычая треклятых эллин:
в божественные праздники со свистом, кличем и воплем бьются..." (Лаврентьевская
летопись. С.165-166.). Однако в литературе можно встретить другое мнение о
первом упоминании кулачных состязаний. Так в работе Грачева и Когана "История
физической культуры в СССР с древнейших времен до конца XVIII в." вслед за
Терещенко приводятся следующие данные: "Кулачная потеха на Руси известна со
времен ее самобытности. Летописцы наши говорят о ней еще в начале XIII века с
какою-то восторженностью. Великий Князь Киевский, Мстислав, и князь псковский
Владимир, обозря перед битвою своих союзников - новгородцев и смолян,
представляют им волю: сразиться на конях или пешими. Новгородцы отвечали: "Мы не
хотим на конех, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках"
(Грачев С.107.). Но эта фраза неправильно истолкована. Вот так она выглядит в
Лаврентьевской летописи: "Новгородцы же рекоша мы не хошем измрети на конях но
яко отцы наши билися на Колагше пеши". Колагша, Колокша, Колагша, Кулачьца -
названия реки (ПСРЛ Т.1 вып.3. С.497.; Гуздь-Марков С.281.). Видимо название
реки Кулачьца и ввело в заблуждение авторов.
С. М. Соловьев полагал, что один из фрагментов
"Повести временных лет", - "видим бо игрища утолчена и людей множество на них,
яко упихати начнут друг друга, позоры деюще от беса замышленного дела" (1068
г.), сообщает о состязаниях в борьбе или кулачном бою (Соловьев С.70.). Наиболее
древнее изображение кулачных бойцов находится на фреске Киевского Софийского
собора (XI в.) (Айналов С.2,109,110.).
Первое упоминание о состязаниях в борьбе мы находим у
Нестора под 992 годом: "...пустиша к собе и стася почаста ся крепко держати и
удари им о землю..." (ПСРЛ. Том.1. Вып.1. С.123.). Наиболее древнее изображение
борцов встречается на рельефах Дмитровского собора во Владимире (XII в.)
(Рыбаков. Скульптура С.397.). В России складываются и формируются две основные
идеи борцовского поединка с предварительным формированием захвата и без
формирования захвата. В первом варианте захват формируется перед поединком и
сохраняется в процессе всего боя. Во втором варианте борцы моделируют захваты
произвольно во время поединка. Так же, как мы отметим далее, существовало
множество региональных особенностей в правилах борцовских поединков.
Б. В. Горбунов приводит ряд интересных свидетельств о
бытовании разных состязательных видов борцовского поединка в Европе. Эти данные
позволяют отметить черты сходства и различия с ответствующими видами состязаний
у европейцев, получить некоторые данные о генезисе и трансформации явления. Е.
А. Покровский отметил в конце прошлого века, что русская борьба "не в схватку"
является типично европейским видом борьбы, хотя и не привел в своей работе
сравнительных данных (Покровский. Детские игры С.137.). Имеющиеся у нас
материалы позволяют сделать сопоставления с традиционными видами борьбы ряда
европейских народов. Так, северофранцузская борьба (Кистер. С.35-36; Lehmusto.
S.74-78) и борьба франко-швейцарцев "suisse libre" (Кистер. С.32-33.) в той
части, где она ведется в положении стоя, сходна с разновидностью борьбы "не в
схватку", где запрещены подножки. С ней же имеет сходство корнуэльская борьба
"Cornwal style" (Кистер. С.22-25; Wishart. P.35. На ее разновидность, где
разрешены подножки, похожа девонширская борьба "Devon style" (Кистер. С.22-25;
Wisha r t. P.35). Английская свободная борьба "Catch hold", "Catch as catch"
(Кистер. С.27-29.), борьба тирольцев (Штольц. С.11-12.) сходны с разновидностью
борьбы "не в схватку", где разрешены захваты ног руками. Традиционный английский
вид борьбы "Cumberland an Westmorland style" подобен борьбе "в схватку", где
подножки запрещены (Кистер. С.16-17; Lehmusto. S.65; Wishart.
P.35-36.), в финской борьбе "Sulipainin" (Lehmusto.
S.135.) и одном из видов борьбы немцев (Штольц. С.7.) - подножки
разрешены. По данным В. Г. Даркевича, борьба типа "в обхват" была широко
известна в средневековой Европе (Даркевич. С.128,293.) (Горбунов. С.77.).
Кулачный бой "один на один" похож на английский
кулачный бой, а позднее на бокс. Терещенко пишет: "В Англии обратилась наша
молодецкая забава в искусственный бокс. Там бьются сам друг и по правилам.
Рассказывают, что некоторые из наших вельмож, гордясь своими бойцами, сводили их
в Москве с боксерами" (Терещенко. С.80-83.). Кулачный бой "удар на удар", где
удары наносятся соперниками поочередно широко бытовал на Востоке, например в
Средней Азии (Сухарева. С.50.). О том, что борьба, кулачный бой являлись широко
распространенными забавами городского населения в Европе, свидетельствует ряд
литературных памятников и произведений изобразительного искусства. Два борца
изображены, например, в кафедральном соборе XIII в. в Лозанне. Описывая
празднества по случаю коронации короля Вацлава II в Праге в 1298 г., аббат
Збрславский упоминает о том, что простой люд занимался "кулачным боем или
состязаниями в беге с обнаженным телом" (Оливова. С.106.). Не меньшей
популярностью состязания пользовались и у русских.
Таким образом, в России существовали виды борьбы и
кулачного боя аналогичные европейским. Отсюда можно сделать вывод: либо
рукопашные состязания разделилась на основные виды до выделения славян из
индоевропейской общности, либо это процесс взаимных культурных обменов, либо
сходные виды состязаний возникли автономно у разных европейских народов.
Вероятнее всего, истина находится где-то на стыке этих трех тезисов. Однозначные
ответы на происхождение конкретных видов состязаний на сегодняшний день получить
невозможно. Однако очевидны заимствования русскими некоторых видов состязаний.
Так борьба на поясах, по справедливому замечанию Б. В. Горбунова, заимствована у
тюркских народов, где она известна под названием "курэш". На тюркское
происхождение этого вида указывают и данные приведенные В. Далем. Большое
количество различных видов рукопашных состязаний характерных для России, как мы
выяснили выше, не является чем-то необычным.
Своего расцвета рукопашные состязания русских
достигли к середине XIX в. Именно для этого периода характерно наибольшее
количество упоминаний о традиционных рукопашных состязаниях в исторических
источниках. В последующие времена популярность состязаний начала угасать.
С разрушением общины, проникновением
капиталистических отношений в деревню традиционный уклад жизни стал изменяться.
Социальные функции рукопашных состязаний перешли к современным спортивным
направлениям, которые во многом имели общие черты с традиционными рукопашными
состязаниями.
С конца XVIII в. в Европе, и в особенности во
Франции, стало возрождаться увлечение борьбой. Наиболее популярным стал вид
борьбы, в котором не разрешалось захватывать ниже пояса, а целью схватки было
положить соперника на лопатки. Первые атлетические арены борцов-профессионалов
были открыты в 1843 г. В этот период на арену выходит и вольная борьба.
Официальная, принятая во всем мире, версия считает родиной возникновения и
развития вольной борьбы Англию. В XVIII в. в Англии существовал вариант борьбы,
в котором борцам представлялось широкое поле деятельности в выборе атакующих
средств. Разрешались захваты за ноги и приемы с действиями ногами. В этом виде
борьбы разрешаются захваты за ноги, приемы с действием ног. Правила по которым
проводятся поединки по вольной борьбе, те же, что и в классической борьбе
(Спортивная борьба. С.10.). Как мы убедились выше эти виды очень напоминали
традиционные способы борьбы русских, которые осуществлялись без предварительного
захвата.
http://hand-to-hand.ru/ie.php4?u=z6